О чём я никогда не думала, так это о связи времени и музыки. Эти две (не побоюсь этого слова) силы для меня всегда находились в разных плоскостях и имели разные формы. И если привязывать их к человеческим формам, то музыка - это непременно волосы, а время, разумеется, - кровь.
Говорят, что музыка - настоящая музыка - вечна и принадлежит безвременью (это не пространство, в котором времени нет, это всего лишь состояние отрицания хронологического времени, в котором предпочтение отдаётся времени как вечной и сложной, непременно нелинейной структуре). Но я не могу за это ручаться, потому как никогда не чувствовала никакой особой связи с музыкой. Да, она часто рождала эмоции и состояния, но никогда не была для меня истиной и причиной, в отличие от времени, с которым я ощущаю себя органично слитой. Время - это буквы и слова на всех языках мира, в том числе древних, мёртвых и несуществующих. Наверное (так тоже говорят), музыка - это тоже какой-то язык, но у него есть два выражения, одно из которых (как раз графическое) - явно вторичное по отношению к природе музыки. Хотя, конечно, здесь можно поставить под сомнение и любой язык, графическая составляющая которого тоже может быть обвинена во вторичности. Но что тогда истинное выражение языка: сказанное слово и звуки голоса или вовсе мысль?
И здесь я снова упираюсь в тупик, в котором язык, время и музыка вступают в какой-то особый антагонизм, который очень похож на синтез.
Выбирая для себя одну тему, стараясь выкристаллизовать и объяснить хотя бы одно понятие из множества непонятного, мы рискуем оказаться в такой вот западне, перед чётко очерченной нами же самим границей, за которую мы сами себе запретили заступать. В такие минуты всегда кажется, что ответ лежит именно там, по другую сторону. Тогда мы сталкиваемся с тем, что явление, понятие, стихия или концепт не могут объяснены сами по себе и при помощи самих себя. Таким образом, мы сами создаём себе цикличную тюрьму из мета-миров, мета-языков и объяснений одного через другое.
В этот момент мы сталкиваемся с идеей необъяснимого, непонимаемого и невыразимого на языке слов. Допуская существование такового, мы делаем себе очень удобную уступку, на которую всегда можно положиться в случае провала логики. И снова антагонизм - на этот раз между рациональным мышлением и мышлением человека современного, человека постмодерна, с младых ногтей купающегося в море психоаналитических изысканий и отсылок. Существуют ли эти два состояния отдельно друг от друга или они тесно переплетены и составляют сердцевину каждого из нас?
Объект так или иначе не может быть всесторонне изучен и познан изнутри, поэтому ответить на все эти вопросы кажется невозможным a priori. А чтобы не утонуть в море мета- и мета-мета-миров, мы можем обратиться к тому единственному, что может нас выручить в этой ситуации, к тому, что может объять всё это разом. Ко времени (к тому, которое Вечность). Но есть ли что-то больше, чем время? Если мы не можем его объяснить, исходя из него самого, то можно и нужно сделать вывод, что есть что-то ещё, и этот вывод запускает новый цикл.
При чём тут вообще музыка? Если честно, у меня совсем нет ответа на этот вопрос. Но есть догадка, что каким-то образом она может стать ключом к решению вопроса со Временем. Может ли?
Il y a de l'inexprimable
apelsinchik-lp
| среда, 14 декабря 2016